Информатика для юристов и экономистов

Понятие электронной коммерции


Понятие электронной коммерции

В простейшем виде электронную коммерцию можно рассматривать как комплекс мероприятий по реализации товаров и услуг с помощью современных электронных средств связи, но такая характеристика явления будет явно недостаточной. Многочисленные электронные средства связи, такие, как телеграф, телефон, радио, телевидение и компьютерные сети, давно нашли применение в коммерческих отношениях, но отнюдь не вызвали появление принципиально нового понятия. Телеграфная связь нашла в коммерции место как средство оповещения при координации совместной деятельности. Телефонные сети вскоре после своего появления стали использоваться как средство размещения заказов и согласования их параметров. Радио и телевидение много лет используются в целях рекламы и пропаганды. Банковские компьютерные системы были внедрены для ускорения расчетов сравнительно недавно, но и их возраст составляет уже четыре десятилетия. Все эти и многие другие технические решения так и не привели к понятию электронной коммерции — они по-прежнему остались лишь коммерческими приложениями научно-технического прогресса.

Современную коммерцию отличает от традиционной торговли то, что это не простой ресурсообмен, совершаемый для удовлетворения текущих потребностей производства или потребления. Это цельный и неразрывный комплекс мероприятий, осуществляемых на разных этапах коммерческого процесса (рис. 10.1):

• исследование рынка товаров и услуг (маркетинг);

• управление свойствами товаров и услуг (производственный менеджмент);

• оповещение рынка о свойствах товаров и услуг (реклама);

• подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг (пропаганда);

• прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги (торговый менеджмент);

• оптимизация товарных потоков и складских запасов (логистика);

• взаиморасчеты с клиентами и поставщиками (финансовый менеджмент);

• послепродажное обслуживание (сопровождение).

Исследуя традиционные рыночные отношения, мы легко найдем примеры того, как технические средства, в том числе и электронные, используются для автоматизации и сокращения издержек на каждом из перечисленных этапов коммерческого цикла.


Однако это еще не есть электронная коммерция. Электронной коммерции присуща комплексная автоматизация.



Электронная коммерция — это торговая деятельность, имеющая основной целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования средств вычислительной техники.

Новые понятия удобно исследовать на крайних, гиперболизированных примерах. В «идеальном» случае электронная коммерция позволяет полностью исключить человека (не только продавца, но даже и покупателя!) из коммерческого цикла.

Система взаимоотношений продавец — покупатель может подменяться автоматически функционирующей системой сервер — клиент, представленной только аппаратными и программными средствами.

Даже в бытовых условиях сегодня вполне можно настроить компьютерную систему  так, чтобы она автоматически, день за днем, сканировала информационное пространство WWW ъ поисках каждого нового романа Стивена Кинга и при обнаружении коммерческого предложения от торгового сервера автоматически выполняла с ним взаиморасчет, после чего пересылала принятое произведение на мобильное средство связи владельца.

Экономические первопричины электронной коммерции

При рассмотрении сферы материального производства товаров и услуг можно выделить четыре основных компонента, определяющих себестоимость готовой продукции (рис. 10.2):

• затраты на материалы и комплектующие;

• затраты на энергию;

затраты на амортизацию оборудования, инструментов, приспособлений и капитальных сооружений; затраты на оплату труда.



Рис. 10.2. Затраты на оплату труда имеют решающую роль в

                 технологической себестоимости общественного продукта

Среди этих компонентов особо выделяются затраты на оплату труда. Во-первых, они прямо пропорциональны нормативному времени исполнения производственных операций, а во-вторых, естественным образом входят во все прочие составляющие, так как в структуре себестоимости материалов, комплектующих, энергии, оборудования, инструментов, приспособлений и сооружений тоже имеются затраты на оплату труда.


Таким образом, из рассмотрения материального производства не как отвлеченного акта, а как общественного процесса, вытекает базовый тезис о первичности затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленного продукта.

В производственной области двадцатый век характеризовался постоянным стремлением к снижению нормативного времени исполнения технологических операций за счет:

• внедрения принципов массового производства (первая четверть XX в.);

• расширенной механизации производства (вторая четверть XX в.);

• автоматизации производства (третья четверть XX в.);

• гибкого автоматизированного управления проектированием и производством продукции (последняя четверть XX в.).

Таким образом, в течение последнего столетия произошло значительное (в сотни раз) повышение производительности труда в сфере материального производства, что значительно снизило удельный вес затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленной продукции. Вместе с тем, конечный потребитель ощутил эти достижения далеко не в полной мере. Концентрация производства, объективно связанная с его механизацией и автоматизацией, привела в известной степени к отдалению производителя от потребительских рынков. Характер этого отдаления не только географический, но и структурный. Образовавшуюся нишу заполняют торговые структуры, выполняющие функции продвижения товаров от производителя к потребителю. Чем выше концентрация производства в обществе, тем сложнее торговые структуры, и тем больше коммерческих циклов происходит на маршрутах движения товаров.

В итоге, к концу XX столетия человечество имеет удовлетворительную автоматизацию производственных циклов, и совершенно не соответствующий ей низкий уровень автоматизации циклов коммерческих. До последнего времени автоматизация коммерческих операций носила локальный характер, и лишь благодаря техническим средствам, появившимся в последнее десятилетие, открылась, наконец, возможность комплексной автоматизации коммерческой деятельности, то есть, электронной коммерции.



Таким образом, экономической предпосылкой электронной коммерции1 является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах, и приближение их к нормам, достигнутым в результате автоматизации циклов производственных.

Технические предпосылки электронной коммерции

В настоящее время мы можем указать пока лишь одну фундаментальную техническую предпосылку электронной коммерции — ею стало всемирное объединение национальных, частных и корпоративных компьютерных сетей, известное как

Интернет. Но логическую структуру Интернета составляет большое многообразие служб, использующих разные аппаратные и программные средства, так что при желании в нем можно найти не одну, а множество технических предпосылок электронной коммерции. Возможно, в недалеком будущем появятся и другие технические средства, способные поддерживать функционирование систем электронной коммерции, но пока Интернет стал первым средством комплексной автоматизации всех этапов коммерческого процесса.

При рассмотрении взаимосвязи между Интернетом и электронной коммерцией часто возникает соблазн представить электронную коммерцию как совокупность методов, предоставляемых Всемирной сетью для решения конкретных коммерческих задач, таких, как проведение маркетинговых исследований, автоматический прием заказов и контроль их исполнения, автоматизированная поддержка пользователей товаров и услуг. Мы должны предупредить читателя об опасности такого подхода. Опора на частные свойства технических систем никак не способствует общему пониманию объективных экономических процессов.

Основы электронной коммерции находятся отнюдь не в Интернете — они лежат в  объективных законах развития экономики и общества. Интернет — это только средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческих циклов и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся на них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента — это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не ее основа.



Интернет имеет три функции: информационную, коммуникационную и управленческую. В электронной коммерции используются все эти три функции. Поскольку коммерческий цикл имеет четко выраженные этапы, мы можем выделить и указать преобладающие функции для каждого из них.

Исследование рынка товаров и услуг

Информационная функция

Управление свойствами товаров и услуг

Управленческая функция

Оповещение рынка о свойствах товаров и услуг

Информационная + коммуникационная функции

Подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг

Информационная + коммуникационная функции

Прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги

Коммуникационная + управленческая (контроль) функция

Оптимизация товарных потоков и складских запасов

Управленческая функция

Взаиморасчеты с клиентами и поставщиками

Коммуникационная функция

Послепродажное обслуживание

Информационная функция

Таким образом, технической предпосылкой электронной коммерции являются службы Интернета, реализующие функции, соответствующие основным этапам коммерческого цикла.

Правовые основы электронной коммерции

Коммерческий цикл движения товаров отличается от производственного цикла значительным удельным весом трудозатрат на обращение сопроводительной документации и платежных средств. Это явление вытекает из необходимости скрупулезного учета и контроля всех видов ресурсов в ходе коммерческого цикла и в течение длительного периода времени после его завершения. На каждом этапе цикла, в каждом звене системы реализации постоянно возникает некоторое количество первичной документации, которая обрабатывается, транспортируется, хранится, используется в качестве основы для создания учетной и отчетной документации, которая тоже обрабатывается, транспортируется и хранится. Положение усложняется регулярным предоставлением отчетной документации внешним потребителям — административным органам. Даже в тех случаях, когда затраты на учет ощутимо выше его экономической целесообразности, предприниматель не может отказаться от него, не входя в противоречия с действующими нормативно-правовыми актами.



В программно- аппаратных средствах вычислительной техники всегда видели средство автоматизации учетной и отчетной функций предприятия. До определенных пределов это справедливо. Технические системы действительно позволяют автоматизировать многие процедуры: от складского и транспортного учета до подготовки документов внешней отчетности. Тем не менее, практический опыт хозяйственной деятельности в период ранней информатизации показывает, что повышение производительности труда в учетной и отчетной сфере нередко сопровождается пропорциональным увеличением номенклатуры представляемой документации, что в целом не только не ведет к общему снижению трудозатрат, но и наоборот приводит к их повышению.

Наглядный пример того, как частичная, не комплексная автоматизация приводит к увеличению операционных приемов и документооборота, демонстрирует процедура обработки магнитных платежных карт. Если касса получает деньги наличными, то в ходе одной (!) механической операции создаются две копии чека, одна из которых вручается покупателю, а вторая остается на контрольной ленте. Платежные карты считаются более прогрессивным средством исполнения расчетов, но при их использовании и количество операций, и поток документов заметно возрастают: в результате механического движения карты через считывающее устройство с нее считываются данные;

• производится авторизация платежного средства с помощью обычного телефона или сетевого терминала;

• распечатываются три экземпляра чека;

• покупатель расписывается на каждом экземпляре.

Весьма неоднозначен эффект от не комплексной автоматизации и в административном аппарате, выполняющем функции учета и контроля. Чиновники тоже повышают производительность своего труда за счет средств вычислительной техники и эффективно используют освобождающиеся при этом ресурсы для наращивания номенклатуры запрашиваемой документации и расширения контролируемых параметров. Несмотря на очевидную информатизацию и автоматизацию управленческой деятельности в России, в последнее десятилетие налицо не сокращение, а расширение административного аппарата и рост затрат на его содержание.


Там, где комплексная автоматизация учетной и контрольной функций могла бы привести к повышению эффективности общественного производства, частичные меры лишь дают аппарату дополнительную возможность для дальнейшего усложнения непроизводительных связей.

Затраты на обслуживание документооборота накладываются на каждый этап коммерческого цикла движения товаров и услуг, нарастают, как снежный ком, и могут составлять заметную долю в приращении розничной цены над себестоимостью. В первую очередь это явление сказывается на «вымывании» товаров нижнего ценового диапазона. Поскольку затраты на обслуживание документации, сопровождающей единицу продукции, имеют постоянный характер, слабо зависящий от цены продукции, то существует определенный ценовой минимум, ниже которого товар не может быть продан даже при технологической себестоимости, близкой к нулю. Одна из задач электронной коммерции как раз в том и состоит, чтобы сделать рентабельной массовую продажу товаров и услуг, имеющих предельно низкий для потребителя ценовой уровень. Решается эта задача за счет полной автоматизации документооборота, связанного с реализацией товара, включая финансовый расчет. Упрощенно говоря, электронная коммерция позволяет приблизить эффективность производства и продажи тысячи единиц товара, стоящего копейку, к эффективности изготовления и реализации одной единицы товара, стоящего десять рублей.

Объективные причины, по которым договорный, учетный, отчетный и финансовый документооборот наиболее сильно сопротивляются автоматизации, хорошо известны. Это связано с традиционным использованием бумажных бланков, рукописных подписей и механических печатей в качестве общепризнанных средств аутентификации содержания документов и идентификации лиц, ответственных за них.

В предыдущей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), и теперь знаем, что современные информационные технологии предоставляют для электронного документооборота нужное средство как идентификации, так и аутентификации.


С помощью средств ЭЦП технически возможна полная автоматизация не только документооборота, но и финансового обращения, и на повестку дня выходит решение юридических и организационных проблем. Прежде всего, необходима правовая база для законодательного признания режима действия электронной подписи, а также для функционирования инфраструктуры электронной цифровой подписи.

К инфраструктуре ЭЦП относятся не только рассмотренные ранее органы сертификации и лицензирования средств ЭЦП и иерархические структуры, удостоверяющие открытые ключи пользователей. В самом общем случае с помощью механизма ЭЦП возможно удостоверение любых информационных объектов: даты и времени совершения сделки, платежных средств, использованных во взаиморасчетах, программных средств, распространяемых в электронных сетях, сообщений информационных агентств. Все эти функции берет на себя инфраструктура ЭЦП. В частности, ее составной частью должны стать новые электронные платежные системы наличных и безналичных расчетов, а также операционные и клиринговые центры, обрабатывающие транзакции с помощью кредитных и дебетовых карт.

Таким образом, правовой основой электронной коммерции являются правовые акты, координирующие и регулирующие использование средств ЭЦП и функционирование инфраструктуры ЭЦП.

Модели электронной коммерции

Сегодня в Интернете существует две модели электронной коммерции: Предприниматель — Предприниматель и Предприниматель — Потребитель. Первую модель обозначают сокращением В2В (Business to Business), a вторую — сокращением В2С (Business to Consumer). Разумеется, такое деление чисто условно, поскольку и в модели В2В один из предпринимателей является поставщиком, а другой — тем же потребителем. Но эти модели все-таки принято различать, поскольку при их функционировании используются различные программно-аппаратные средства. В некоторых зарубежных учебных курсах по электронной коммерции выделяют отдельно еще модель Потребитель — Потребитель (Consumer to Consumer, C2C), но делается это только для академической полноты картины.



На рис. 10. 3 на примере платежной системы CyberPlat (www.cyberplat.ru), введенной банком «Платина», показано, что корпоративным продавцам, корпоративным покупателям и индивидуальным покупателям предлагается по-разному выполнить регистрацию и, соответственно, установить при этом разные программные средства поддержки электронной коммерции.

Пример с установкой расчетно-кассового программного обеспечения относится к сфере действия платежных систем. Но аналогичные примеры можно найти и в других сферах, например в области электронных коммуникаций. Рассмотрим, в частности, коммуникационные средства, основанные На службе электронной почты (E-Mail), ранее рассмотренной в главе 8. При переговорном процессе между двумя предпринимателями можно ограничиться любым простейшим почтовым клиентом, например тем, который был получен от сервис-провайдера при подключении к Интернету. Если переговорный процесс позволит подойти к заключению официального договора, стороны должны будут воспользоваться почтовой программой, поддерживающей специальные функции для работы с сообщениями, подписанными электронной цифровой подписью. Возможно, оба эти предпринимателя остановят свой выбор на одной из следующих программ: Microsoft Outlook Express, The Bat! или Eudora.



Рис. 10.3. Разные категории клиентов платежной системы проходят

разные процедуры регистрации и устанавливают на своем

оборудовании разное программное обеспечение

Предприниматель, обслуживающий потребительские массы, должен использоват иное почтовое средство. Ему не столь важно наличие в них функций защиты о спама. Он не собирается ограничивать поток поступающей почты и не экономи время, затраченное на нее, так как с почтовыми системами в данном случае работае не руководящий, а младший обслуживающий персонал. Однако ему совершен» необходимы функции предварительной сортировки поступающих сообщений и особенно функции работы со списками почтовой рассылки. Возможно, такой пред приниматель предпочтет использовать в своей работе программу Pegasus Mail шп наймет специалиста, который знает, как получить подобную функциональност от программы The Bat!.



Для электронной коммерции, построенной по модели В2В, характерно преимущест венное использование клиентского программного обеспечения Интернета. Для модел, В2С более характерно использование серверных программ.

Владение собственным Web-узлом с динамически меняющейся информацией, еще лучше — собственным Web-сервером, совершенно необходимо для предпри нимателя, обслуживающего очень широкие массы. С другой стороны, предприни матель, обслуживающий узкий круг других предпринимателей, вполне может сэко номить ресурсы и избежать затрат на создание и сопровождение Web-узла, если него нет потребности в расширении круга заказчиков. Однако из этого ни в кое! случае нельзя делать вывод о том, что он может пренебречь и другими службами: сервисами Интернета. Практически не существует видов экономической деятель ности, которые нельзя было бы тем или иным методом оптимизировать за сче Интернета. Разделение моделей электронной коммерции как раз и служит для тоге чтобы более четко выделить сервисы, используемые в том и другом случае.

Далее мы остановимся только на модели Предприниматель — Потребитель, поскольку она предполагает большее разнообразие используемых технологий и предоставляет более широкое поле для изучения. Однако, завершая речь о модели Предприниматель — Предприниматель, скажем, что по утверждению аналитиков в настоящее время через нее проходят намного более мощные финансовые потоки. Это связано с тем, что Интернет сначала стал средой делового общения и лишь потом начал становиться общепринятой средой массового приобретения товаров и услуг.

В модели Предприниматель — Потребитель не вполне корректно оценивать эффективность электронной коммерции только по финансовому обороту, который она приносит непосредственно. Более 97% сеансов связи с Интернет-магазинами не завершаются приобретением товаров. Покупатели часто используют Интернет-магазины для поиска, отбора, сопоставления цен и потребительских свойств товаров, после чего выполняют покупку в традиционных формах торговли и платежа.Это связано со сложившимися у потребителей взглядами на недостаточную защищенность Интернета, с отсутствием достаточно удобных и безопасных платежных систем в Сети, с необходимостью полагаться на деятельность служб доставки, а также с общей недостаточной развитостью правового обеспечения электронной коммерции.

Сегодня Интернет уже стал самой представительной электронной торговой витриной в мире, но он с каждым днем становится все более и более представительным электронным торговым прилавком.


Содержание раздела