Информатика для юристов и экономистов

Самостоятельная работа


Задание 4.1. Применение справочной системы при

решении проблемных вопросов

Операционная система Windows 98 — многозадачная. Она позволяет одновременно управлять работой нескольких приложений и имеет средства для выявления так называемых «зависших» приложений (приложений, которые не отвечают на действия органов управления). Во многих случаях система позволяет прервать исполнение «зависшей» задачи, провести сохранение данных из других приложений и корректно выполнить перезапуск компьютера и перезагрузку операционной системы. О том, как выполняется снятие «зависшей» задачи, можно узнать с помощью справочной системы Windows 98.

1.Запустите справочную систему (Пуск > Справка).

2.С помощью вкладки Поиск разыщите статью, в которой описан порядок действий при «зависании» приложения.

3.В процессе поиска учитывайте особенность русского языка, связанную с падежными изменениями окончаний в существительных. Если поиск по слову «зависание» не дает результатов, проведите поиск с использованием подстановочных символов: «зависай*».

4.Подготовьте краткий отчет о порядке действий в случае «зависания» программы.


7.Нажмите комбинацию клавиш CTRL+HOME, чтобы установить курсор в начало документа. Дайте команду Правка > Вставить, чтобы вставить фрагмент из буфера обмена.

8.Установите указатель мыши на начало слова Аренда. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, выделите это слово методом протягивания.

9.Нажмите комбинацию клавиш CTRL+X, переместите текстовый курсор в начало второй строки текста и вставьте новый фрагмент из буфера обмена (CTRL+V).

10.Установите текстовый курсор в начало строки, содержащей слова Коммерция электронная. Дважды нажмите комбинацию SHIFT+CTRL+ВПРАВО и убедитесь, что при каждом нажатии выделенный фрагмент расширяется, охватывая следующее слово. Нажмите комбинацию клавиш SHIFT+ВПРАВО. Мы выделили нужный фрагмент при помощи клавиатурных команд.



11.Нажмите комбинацию клавиш SHIFT+DELETE, переместите текстовый курсор в начало третьей строки текста и вставьте новый фрагмент из буфера обмена с помощью комбинации клавиш SHIFT+INSERT.

12.Используя описанные приемы, завершите формирование списка введенных терминов в алфавитном порядке.

13.Сохраните созданный документ под именем list.txt в папке C:\Windows\Temp.

Щ Мы научились выполнять ввод и редактирование текстов в редакторе Блокнот. Мы освоили четыре приема выделения фрагментов текста: двойным щелчком, протягиванием мыши, перемещением курсора с помощью курсорных клавиш при нажатой клавише SHIFT и перемещением курсора при нажатых клавишах CTRL+SHIFT. Мы также освоили два приема перемещения выделенных фрагментов текста через буфер обмена: с помощью команд строки меню и с помощью клавиатурных команд.

Задание 5.2. Отработка приемов работы с

графическим редактором Paint

                  15 мин

В этом задании мы создадим значок, который можно будет использовать в нашем интерактивном электронном словаре. Значок можно нарисовать вручную, но для этого нужны некоторые художественные способности, которые не у каждого могут быть. Поэтому мы рассмотрим приемы, позволяющие работать с готовыми объектами.


В частности, мы создадим значок из заготовки, уже имеющейся в операционной системе. В качестве заготовки мы используем один из стандартных значков операционной системы.

Этап 1. Выбор заготовки

1.На Рабочем столе щелкните правой кнопкой мыши — откроется контекстное меню Рабочего стола.

2.В контекстном меню выберите команду Создать > Ярлык — произойдет запуск Мастера создания ярлыка.

3.С помощью кнопки Обзор выберите любой файл и создайте ему ярлык на Рабочем столе. Что именно это будет за файл и какой ярлык для него будет создан, на данном этапе не имеет значения.

4.Щелкните правой кнопкой мыши на созданном ярлыке — откроется контекстное меню ярлыка.

5.В контекстном меню выберите пункт Свойства — откроется диалоговое окно свойств ярлыка.

6.В диалоговом окне свойств ярлыка выберите вкладку Ярлык и на этой вкладке щелкните на кнопке Изменение значка — откроется диалоговое окно Изменение значка.

7.В диалоговом окне Изменение значка приведена коллекция стандартных значков Windows (рис. 5.7). Мы можем воспользоваться любым из них. Чтобы передать эти значки в программу Paint, их надо «сфотографировать», то есть представить в виде графического файла.



Рис. 5.7. Это одна из нескольких коллекций стандартных значков,

               имеющихся в Windows

8. В системе Windows имеется стандартный прием «фотографирования» экрана с помощью клавиши PRINT SCREEN. При этом графический образ экрана помещается в буфер обмена Windows, откуда его можно будет впоследствии забрать.

Если нам нужен не весь экран, а только образ какого-то окна, например окна с коллекцией значков, то это окно следует сделать активным, а потом нажать комбинацию ALT+PRINT SCREEN. Образ окна будет занесен в буфер обмена.

9.Убедитесь в том, что «фотографирование» прошло успешно. Это можно сделать с помощью программы Буфер обмена (Пуск > Программы > Стандартные > Служебные). Если запуск программы Буфер обмена показал, что окно с коллекцией значков сфотографировано успешно, мы можем переходить ко второму этапу упражнения.



10. Закройте все ранее открытые окна, а ярлык, созданный в учебных целях, удалите перетаскиванием в Корзину. Ни в коем случае не копируйте ничего в буфер обмена, иначе графический образ, хранящийся в нем, будет утерян.

Этап 2. Создание файла значка

1.Запустите графический редактор Paint (Пуск > Программы > Стандартные > Paint).

2.Убедитесь, что на палитре задан черный цвет в качестве основного и белый — в качестве фонового.

3.Дайте команду Рисунок > Атрибуты, в диалоговом окне Атрибуты задайте ширину рисунка, равную 450 точек, и высоту — 500 точек. Щелкните на кнопке ОК.

4.Дайте команду Правка > Вставить и в рабочем окне графического редактора появится графический образ снимка окна с коллекцией значков (рис. 5.8).

5.Выберите значок по своему усмотрению, например значок, представленный справа.

6.Выберите инструмент Выделение. Он служит для выделения прямоугольных объектов в изображении.

7.Инструментом Выделение обведите прямоугольную область вокруг выбранного значка.

8.Скопируйте выделенную область в буфер обмена командой Правка > Копировать или комбинацией клавиш CTRL + С.

9.Дайте команду на создание нового графического файла Файл > Создать. На предложение программы сохранить предыдущий рисунок ответьте отказом. При создании нового файла откроется новая рабочая область.

10.Уменьшите размеры рабочей области командой Рисунок > Атрибуты. Для значка достаточно области размером 40 точек в ширину и 40 точек в высоту.

11.Сохраните созданный рисунок значка. Для этого дайте команду Файл

 >Сохранить как. В качестве места сохранения выберите папку C:\Windows\Temp (по общепринятому соглашению она предназначена для хранения временных файлов). В качестве имени файла введите имя Znachok.

Мы научились использовать графический редактор Paint для редактирования изображений. В частности, мы научились управлять размером изображения, загружать изображения, хранящиеся в буфере обмена, выделять фрагменты изображений и сохранять их в отдельных файлах.


При необходимости внести в изображения изменения мы могли бы воспользоваться инструментами графического редактора, а обладая художественными навыками, могли бы создать изображения «с чистого листа».

Задание 5.3. Отработка приемов форматирования текста в

 текстовом процессоре WordPad

      15 мин

В этом задании мы создадим словарную статью для одного из терминов, ранее введенных в файл list.txt в задании 5.1.

1.Запустите текстовый процессор WordPad (Пуск > Программы > Стандартные > WordPad).

2.Дайте команду Файл > Сохранить как, в списке Тип файла выберите пункт Word для Windows 6.0, в качестве места хранения выберите папку C:\Windows\Temp и сохраните файл под именем amortization.doc.



Обратите внимание на то, что наш файл пока пуст. Мы ничего еще не ввели в свой документ и, тем не менее, выполняем его сохранение. Этот прием считается хорошей практикой при работе с любыми программами. Сохранять документ надо не после того, как работа с ним завершена, а в самом начале работе с ним. Это позволит в будущем понизить ущерб от некорректных действий или аварийных ситуаций. Даже если в самом конце работы произойдет аварийное отключение питания, на жестком диске что-то будет сохранено, и не всю работу придется начинать заново.

3.Введите первое слово документа: Амортизация. Выделите его. На панели форматирования задайте шрифт Arial (Кириллица), размер шрифта — 14 пунктов, выберите полужирное начертание.

4.Нажмите клавишу END, чтобы снять выделение, а затем — клавишу ENTER.

5.Введите краткое описание термина, указанного в предыдущей строке, например так: «объективный экономический процесс постепенного переноса стоимости средств труда по мере их износа на производимые с их помощью товары и услуги».

7.Выделите весь только что введенный абзац (можно использовать «тройной щелчок»). На панели форматирования задайте шрифт Times New Roman (Кириллица), размер шрифта — 12 пунктов.

8.На линейке, расположенной ниже панели форматирования, перетащите маркер в виде квадратика на расстояние 2 см (по линейке) вправо.


Убедитесь, что весь абзац теперь отображается с отступом от левого края.

9.Снимите выделение и установите курсор в начало первой строки того же самого абзаца. Нажмите клавишу TAB. Убедитесь, что табуляция в первой строке абзаца может использоваться для создания абзацного отступа (рис. 5.9).

10. Сохраните созданный документ командой Файл > Сохранить (или комбинацией клавиш CTRL+S). Обратите внимание на то, что пользоваться командой Файл > Сохранить как уже не нужно. Не нужно ни выбирать место хранения, ни указывать имя файла. Все это мы уже сделали заблаговременно в п. 2.

Хорошая практика работы с документами предполагает, что по ходу создания или редактирования документа регулярно выполняется его сохранение комбинацией клавиш CTRL+S. Так минимизируют ущерб от внезапных сбоев в работе программ и оборудования, а также ущерб от собственных ошибочных действий.



    Рис. 5.9. Пример форматированного текста в процессоре WordPad

11. Создайте файлы с аналогичными краткими описаниями для других терминов электронного «словаря» и отформатируйте термины и описания так, как указано выше. В качестве учебных пользуйтесь следующими краткими определениями.

Аренда — предоставление какого-либо имущества во временное пользование за определенную плату (файл C:\Windows\Temp\arenda.doc).

Коммерция электронная — торговая деятельность, основанная на использовании электронных средств связи и осуществляемая с целью получения прибыли (файл C:\Windows\Temp\e-commerce.doc).

Лизинг — приобретение какого-либо имущества в собственность и предоставление его арендатору во временное владение и пользование для предпринимательских целей (файл C:\Windows\Temp\leasing.doc).

Мы научились выполнять форматирование текста с помощью текстового процессора WordPad. В частности, мы научились по-разному оформлять заголовки и абзацы основного текста, а также использовать средства управления табуляцией.

Задание 5.4. Создание комплексных документов в



текстовом процессоре WordPad

           30 мин

В предыдущем задании мы создали несколько форматированных текстовых документов: amortization.doc, arerida.doc, e-commerce.doc и leasing.doc. Все эти документы являются простыми. В этом задании мы научимся создавать комплексные документы, содержащие, кроме текста, объекты другой природы, например графические.

1.Запустите текстовый процессор WordPad (Пуск > Программы > Стандартные > WordPad).

2.Загрузите в текстовый процессор файл электронного словаря (list.txt), ранее подготовленный в программе Блокнот (упражнение 5.1). Загрузка готового файла выполняется командой Файл > Открыть.

3.Сохраните новый файл в папке C:\Windows\Temp\ под именем dict.doc. Это и будет наш интерактивный электронный словарь.

4.Протягиванием мыши выделите все содержимое документа и оформите его шрифтом Times New Roman (Кириллица) с крупным размером шрифта, например 16 пунктов.

5.Еще раз запустите текстовый процессор Word Pad — откроется второе (дополнительное) рабочее окно. В нем откройте ранее сохраненный документ amortization.doc. Выделите текст документа и скопируйте его в буфер обмена командой Правка > Копировать. Закройте дополнительное окно без сохранения.

6.В окне документа dict.doc установите курсор после слова Амортизация, нажмите клавишу ENTER для перехода на новую строку и дайте команду Вставка > Объект. В диалоговом окне Вставка объекта установите переключатель Создать новый. В списке Тип объекта выберите Документ WordPad. Установите также флажок В виде значка.

7.После щелчка на кнопке ОК откроется окно редактирования объекта WordPad. Скопируйте в него из буфера обмена содержимое словарной статьи Амортизация. Закройте окно редактирования объекта. В основном окне словаря вы увидите значок встроенного объекта после слова Амортизация.

8.Это стандартный значок, принятый в операционной системе для обозначения документов WordPad. Мы можем подменить его значком собственного изготовления, взяв файл Znachok.bmp, подготовленный в упражнении 5.2.



9. Щелкните на стандартном значке правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выберите пункт Свойства объекта.

10.В открывшемся диалоговом окне откройте вкладку Вид. На этой вкладке воспользуйтесь командной кнопкой Изменить значок — откроется диалоговое окно Изменение значка.

11.В диалоговом окне Изменение значка включите переключатель Из файла. С помощью кнопки Обзор разыщите свой файл C:\Windows\Ternp\Znachok и удалите все содержимое поля Надпись, чтобы значок не сопровождался никаким текстом. Закройте окно изменения значка щелчком на кнопке ОК.

12.Закройте окно редактирования свойств объекта сначала щелчком на кнопке Применить, а потом на кнопке Закрыть. В результате под термином Амортизация должен появиться значок, с которым связана словарная статья, раскрывающая этот термин.

13.Повторите операции пп. 5-12 для прочих терминов словаря.

14.В итоге должен получиться комплексный документ, аналогичный представленному на рис. 5.10. При щелчке на значке любого из терминов рядом открывается окно процессора WordPad, в котором можно прочитать и изменить значение данного термина.

15.Сохраните документ dict.doc и предъявите его преподавателю в качестве отчета о проделанной работе.



Рис. 5.10. Интерактивный словарь в действии



Задание 5.5. Резервное копирование данных

1.Запустите программу Проводник (Пуск > Программы > Проводник). Откройте папку \Мои документы. Дайте команду Файл > Создать к Папку. Переименуйте созданную папку, присвоив ей имя Эксперимент. Скопируйте в папку \Эксперимент файлы, созданные в предыдущих упражнениях.

2.Запустите программу резервного копирования (Пуск > Программы > Стандартные > Служебные > Архивация данных).

3.Для создания задания архивации щелкните на кнопке Мастер создания архивов на панели инструментов.

4.Установите флажок Архивация выбранных файлов и щелкните на кнопке Далее.

5.На левой панели окна мастера разверните структуру папок диска С: и папку \Мои документы. Установите флажок у имени папки \Эксперимент и щелкните на кнопке Далее.



6.Установите переключатель Новые и измененные файлы и щелкните на кнопке Далее.

7.Укажите имя архива как A:\MyBackup.qic. Щелкните на кнопке Далее.

8. Установите флажки, определяющие сравнение файлов после завершения архивации и разрешающие сжатие файлов в архиве. Щелкните на кнопке Далее.

9.Введите имя задания архивации как Эксперимент, вставьте чистый диск в дисковод А: и щелкните на кнопке Запуск. По отчету программы архивации зафиксируйте время, потраченное на архивацию.

10.Переключитесь в программу Проводник и очистите папку \Эксперимент.

11.Вернитесь в программу архивации, выберите вкладку Восстановление и щелкните на кнопке Мастер восстановления файлов. Выберите только что созданный архив и щелкните на кнопке Далее.

12.Мастер автоматически выберет файлы, расположенные на резервной копии. Щелкните на кнопке ОК.

13.Установите флажок у диска С:, чтобы показать, что требуется восстановить все файлы, имеющиеся в архиве. Щелкните на кнопке Далее.

14.Щелкните на кнопке Далее, чтобы показать, что файлы должны быть восстановлены в их исходном месте.

15.Щелкните на кнопке Запуск, а затем на кнопке ОК. Просмотрите отчет о восстановлении файлов.

16.Убедитесь, что «утраченные» файлы в папке \Эксперимент восстановлены.

Мы научились выполнять резервное копирование данных на гибкий магнитный диск. В ходе упражнения мы создали одно задание на архивацию. Таких заданий может быть много. Разные задания могут включать в себя различные наборы папок.


Содержание раздела